На пленарном заседании Мажилиса, состоявшемся 11 мая, депутат Елнур Бейсенбаев в своём депутатском запросе затронул тему задержек авиарейсов в стране и их причин. В частности, по его словам, каждый 8-й рейс в 2020 году и каждый 5-й рейс в 2021 году вылетели с опозданием. Проблемы авиаперевозок волнуют многих наших граждан, поэтому Factcheck.kz решила проверить цифры, приведённые депутатом.
Отметим, что по итогам 2020 года из почти 51 тысяч рейсов задержано 6735, то есть почти каждый восьмой рейс вылетел с опозданием.
Елнур Бейсенбаев
Вердикт: Правда
Не найдя сведений об этом в открытых источниках, мы направили официальный запрос в Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК. По информации МИИР, в 2020 году казахстанскими авиакомпаниями выполнен 50 701 рейс. Из них 6735 действительно вылетели с опозданием. То есть, действительно, каждый 8-й (почти) рейс опоздал.
А в 2021 году из почти 69 тысяч вылетов было задержано около 13 тысяч, то есть пятый из каждых регулярных рейсов не вылетел вовремя.
Елнур Бейсенбаев
Вердикт: Большей частью правда
По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, в 2021 году авиакомпаниями совершено 67 828 рейсов. Из них 13 702 опоздали.
Каждый четвертый рейс авиакомпании Scat, Qazaq Air вылетает с опозданием.
Елнур Бейсенбаев, депутат
Вердикт: Правда
Cогласно данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, из 11 785 рейсов, совершенных авиакомпанией Scat в 2021 году, 2805, то есть каждый 4-й (4,2) рейс задерживался. Из 9277 рейсов, выполненных авиакомпанией Qazaq air, опоздали 2502 или каждый 4-й (3,7) рейс.
При этом авиакомпании Air Astana и Fly Arystan совместно недалеко ушли от конкурентов. Приблизительно каждый 5-й рейс компаний опаздывал в 2021 году.
По итогам того же 2021 года из почти 13 тысяч рейсов на 9045 опаздывал сам борт, а самое интересное, что погодные условия привели к задержке всего 912 рейсов.
Елнур Бейсенбаев
Вердикт: Большей частью правда
Депутат близок к истине, но либо слегка преувеличил данные, либо данные его источника посчитаны по другой методологии. Тем не менее, по данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, из 13 702 опоздавших рейсов в 2021 году 7870 произошли по причине опоздания борта. А количество опоздавших рейсов из-за погоды – 880.
Что мы можем сделать, если рейс задерживается?
В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года №339-IV «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации», при отмене или задержке рейса по вине перевозчика или задержке, отмене рейса вследствие позднего прибытия воздушного судна, изменении маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и промежуточных пунктах следующие услуги:
- предоставление (при наличии) комнаты матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
- два телефонных звонка, в том числе по международным линиям связи, продолжительностью не более пяти минут или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
- обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
- обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее: через каждые шесть часов — в дневное время; через каждые восемь часов — в ночное время;
- размещение в гостинице, предоставляемой перевозчиком, при ожидании вылета рейса более восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время;
- доставку транспортом, предоставляемым перевозчиком от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы.
Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.
В соответствии с пунктом 2, при отмене или задержке рейса по вине перевозчика на срок свыше десяти часов перевозчик обязан по выбору пассажира:
- обеспечить перевозку пассажира ближайшим рейсом до пункта назначения, указанного в билете, с предоставлением услуг в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;
- возвратить пассажиру полную стоимость билета;
- перевозчики, допустившие нарушение требований, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Подробнее о правах пассажиров в самолётах можно почитать в этом материале наших коллег.