Правда ли, что каждый пятый авиарейс в Казахстане опаздывает?

На пленарном заседании Мажилиса, состоявшемся 11 мая, депутат Елнур Бейсенбаев в своём депутатском запросе затронул тему задержек авиарейсов в стране и их причин. В частности, по его словам, каждый 8-й рейс в 2020 году и каждый 5-й рейс в 2021 году вылетели с опозданием. Проблемы авиаперевозок волнуют многих наших граждан, поэтому Factcheck.kz решила проверить цифры, приведённые депутатом.

Тайм-код: 1:32:48

Отметим, что по итогам 2020 года из почти 51 тысяч рейсов задержано 6735, то есть почти каждый восьмой рейс вылетел с опозданием.

Елнур Бейсенбаев

Вердикт: Правда

Не найдя сведений об этом в открытых источниках, мы направили официальный запрос в Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК. По информации МИИР, в 2020 году казахстанскими авиакомпаниями выполнен 50 701 рейс. Из них 6735 действительно вылетели с опозданием. То есть, действительно, каждый 8-й (почти) рейс опоздал.

А в 2021 году из почти 69 тысяч вылетов было задержано около 13 тысяч, то есть пятый из каждых регулярных рейсов не вылетел вовремя.

Елнур Бейсенбаев

Вердикт: Большей частью правда

По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, в 2021 году авиакомпаниями совершено 67 828 рейсов. Из них 13 702 опоздали.

Каждый четвертый рейс авиакомпании Scat, Qazaq Air вылетает с опозданием.

Елнур Бейсенбаев, депутат

Вердикт: Правда

Cогласно данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, из 11 785 рейсов, совершенных авиакомпанией Scat в 2021 году, 2805, то есть каждый 4-й (4,2) рейс задерживался. Из 9277 рейсов, выполненных авиакомпанией Qazaq air, опоздали 2502 или каждый 4-й (3,7) рейс.

При этом авиакомпании Air Astana и Fly Arystan совместно недалеко ушли от конкурентов. Приблизительно каждый 5-й рейс компаний опаздывал в 2021 году.

По итогам того же 2021 года из почти 13 тысяч рейсов на 9045 опаздывал сам борт, а самое интересное, что погодные условия привели к задержке всего 912 рейсов.

Елнур Бейсенбаев

Вердикт: Большей частью правда

Депутат близок к истине, но либо слегка преувеличил данные, либо данные его источника посчитаны по другой методологии. Тем не менее, по данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, из 13 702 опоздавших рейсов в 2021 году 7870 произошли по причине опоздания борта. А количество опоздавших рейсов из-за погоды – 880.

Что мы можем сделать, если рейс задерживается?

В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года №339-IV «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации», при отмене или задержке рейса по вине перевозчика или задержке, отмене рейса вследствие позднего прибытия воздушного судна, изменении маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и промежуточных пунктах следующие услуги:

  1. предоставление (при наличии) комнаты матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
  2. два телефонных звонка, в том числе по международным линиям связи, продолжительностью не более пяти минут или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
  3. обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
  4. обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее: через каждые шесть часов — в дневное время; через каждые восемь часов — в ночное время;
  5. размещение в гостинице, предоставляемой перевозчиком, при ожидании вылета рейса более восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время;
  6. доставку транспортом, предоставляемым перевозчиком от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы.

Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

В соответствии с пунктом 2, при отмене или задержке рейса по вине перевозчика на срок свыше десяти часов перевозчик обязан по выбору пассажира:

  1. обеспечить перевозку пассажира ближайшим рейсом до пункта назначения, указанного в билете, с предоставлением услуг в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;
  2. возвратить пассажиру полную стоимость билета;
  3. перевозчики, допустившие нарушение требований, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Подробнее о правах пассажиров в самолётах можно почитать в этом материале наших коллег.

Журналист-фактчекер, медиа-тренер, 2017 жылдан бері Factcheck Kazakhstan жобасында қызмет атқарады, "Qazaq Travel" компаниясында SMM маманы қызметін атқарған, MediaNet халықаралық журналистика орталығында және Irex Europe жобаларында медиа-сарапшы

Factcheck.kz