Правда ли, что 90% участников международных олимпиад — учащиеся казахских школ?

1 мая информационное агентство KazTAG сообщило о заявлениях мажилисмена Казыбека Исы, сделанных на встрече с родителями в одной из столичных школ. Заявления (с потенциалом скандальности) касались изменения статуса русского языка в Конституции и уровня знаний в казахских школах и были довольно активно растиражированы СМИ. Поэтому проверяем некоторые утверждения, сделанные депутатом.

Казыбек Иса на встрече с родителями в одной из столичных школ, где он и сделал, разбираемые заявления.

Утверждение: Низкий уровень знаний в казахских школах — миф. 89–90% участников международных олимпиад — учащиеся казахских школ.

Казыбек Иса

Вердикт: Манипуляция

Действительно, о низком уровне знаний в казахскоязычных школах говорить не приходится (см. статистику ниже). При этом всё-таки не совсем ясно, что именно имел в виду депутат говоря о 89-90% участников олимпиад из казахских школ: идет ли речь исключительно об учащихся школ с преподаванием только на казахском языке, о школах, где наряду с русскоязычными классами имеются и казахскоязычные, либо — вообще, об учебных заведениях, где некоторые предметы ведутся на казахском языке, или велись на казахском языке в начальных классах и средней школе, а в старших — на казахском, русском и английском языках (как в НИШ).

Забегая вперёд, скажем, что, проанализировав всю информацию за 2021 год об «олимпийцах», имеющуюся на сайте Республиканского научно-практического центра «Дарын» (занимается выявлением и поддержкой одаренных детей и талантливой молодежи), мы пришли к выводу, что доля учеников, участвующих в международных олимпиадах, из казахских школ составляет около 33%. Трёхъязычные школы дают больше всего победителей олимпиад, а меньше всего — русско- и англоязычные.

Однако вопрос учащиеся каких именно школ становятся чаще всего участниками олимпиад, довольно интересен в подробностях и эти подробности показывают, как депутат смещает акценты с реальных проблем.

Подробности

Мы изучили списки участников международных олимпиад по математике (IMO), географии IGeO,  экономике IEO, информатике IOI, химии IChO, биологии IBo, лингвистике IOL, физике IpHO, а также международной олимпиады по математике, физике, химии и информатике Туймаада (Якутия), балканской математической олимпиады среди старшеклассников (BMO) и юниоров, математической олимпиады для девушек EGMO.  Отдельно ознакомились с составом победителей международной математической олимпиады «Шелковый путь», — поскольку списка всех казахстанских участников на сайте нет.

Картина выглядит следующим образом:

Правда ли, что 90% участников международных олимпиад — учащиеся казахских школ?

Доля участников из школ с основным казахским языком обучения — 33% («Білім- инновация» и др.), участники из трёхъязычных школ (например, НИШ, где в старшей школе преподавание ведётся на казахском, английском и русском языках) — 37,5%, школы с «казахскими» и «русскими» классами (РФМШ и др.) — 19,3%, русскоязычные школы — 4,5% (например, специализированный лицей № 165, г. Алматы), англоязычные школы (Haileybury и др.) — 5,7%.

Что касается казахстанских победителей математической олимпиады «Шелковый путь», то из 46 человек учащихся казахских школ 16, причём 15 из них — из лицеев сети Бiлiм-Инновация (куда можно поступить только на конкурсной основе и, где, несмотря на основной казахский, некоторые предметы в отдельных городах ведутся на английском языке) и 1 человек из павлодарской гимназии им. Абая для одарённых детей. Остальные дети — учащиеся трехъязычных школ (11 человек), школ с «казахскими» и «русскими» классами — 13, русскоязычных учебных заведений — 1.

Важно отметить, что в подавляющем большинстве случаев казахстанские школьники — победители олимпиад — ученики известных частных школ или специализированных учебных заведений для одарённых детей, куда можно поступить только после экзаменов, либо школ, где предполагается как конкурсное поступление, так и обучение на платной основе (примером могут послужить учебные заведения сети «Назарбаев Интеллектуальные школы»).

Если говорить об «олимпийцах» из казахскоязычных школ, то чаще всего это ребята из лицеев «Білім-инновация», а не из общеобразовательных школ с казахским языком обучения. Уточним, что 19,3% участников олимпиад представляют школы с русскоязычными и казахскоязычными классами. И, конечно, сравнивать, например, качество обучения в РФМШ и в общеобразовательной казахскоязычной или русскоязычной школе не имеет смысла.

Ещё проще говоря: количество победителей международных олимпиад практически ничего не говорит нам о качестве преподавания в обычной казахстанской школе, ученики на эти олимпиады практически не попадают. А к качеству бесплатного школьного образования в Казахстане вопросы имеются.

Утверждение: Мы предложили исключить из Конституции формулировку, которой аргументируют сейчас многие, о том, что русский язык используется наравне с государственным. Предложили закон «О государственном языке». Сегодня подписались 36 депутатов, то есть более 30%.

Казыбек Иса

Вердикт: Без вердикта 

Фраза мажилисмена наделала много шума в СМИ, поскольку формулировка выглядит так, будто 36 депутатов, каким-то образом выражают несогласие с существующим в Конституции статусом русского языка и хотят этот статус изменить. Но, как оказалось, депутат имел в виду другое и позже пояснил:

«Настоящим сообщаю, что эти слова выдернуты из контекста. В депутатском запросе в прошлую среду я озвучил запрос, в котором указывал, что государственный статус казахского языка установлен в Конституции, но до сих пор отсутствует соответствующий закон, который обеспечил бы реализацию этого статуса… Я в очередной раз призвал принять специальный закон “О государственном языке”, который бы позволили реализовать на практике его статус, предусмотренный в Конституции. Именно это предложение поддержали и некоторые другие депутаты.»

Как сообщил KazTAG, со слов Казыбека Исы и лидера фракции «Ак жол» Азата Перуашева, 36 депутатов поддержали запрос, касающийся принятия нового закона о государственном языке (по-видимому, каким-то образом устанавливающем расширение сферы применения казахского языка — прим.).

Однако сколько именно депутатов и в какой форме поддержали запрос Казыбека Исы на данный момент проверить невозможно

Что касается изменения статуса русского языка, то об этом, как опять таки пояснил Казыбек Иса, речь шла на встрече с родителями учащихся одной из столичных школ (а не в стенах мажилиса — прим.), где депутат говорил на эту тему, памятуя о т.н. «Письме 138», в котором представители интеллигенции, бизнеса и политики требовали исключить из Конституции формулировку о русском языке как об употребляемом официально. К слову, письмо тоже в своё время наделало много шума. А текст теперь трудно отыскать в интернете.

Для справки: В 2012 году фракция «Ак жол» намеревалась направить в мажилис законопроект «О расширении сферы применения государственного языка», однако позже «внесение»в парламент этой законодательной инциативы было приостановлено в связи с отрицательным заключением Правительства РК.

Итоги

  • На текущий момент лишь 33% участников международных олимпиад — учащиеся собственно казахских школ. При этом, подавляющее большинство из них, обучаются в лицеях сети «Білім-инновация», куда можно поступить на конкурсной основе. Чуть больше участников олимпиад — обучаются в трёхъязычных школах (37,5%).
  • Скандальная фраза о том, что за изменение конституционного статуса русского языка (как официального и употребляемого наряду с государственным) выступают 36 депутатов — является вырванной из контекста.

Журналист, фактчекер, МА (Journalism for international students, University of Westminster, London), технический писатель, редактор, PR-специалист, руководитель проектов (медиа и PR)

Factcheck.kz