Фактчек | О расходах на строительство национальной сети оптово-распределительных центров

4 ноября на очередном пленарном заседании мажилиса РК, депутат Мурат Темиржанов выступил с запросом на тему сети оптово-распределительных центров (ОРЦ, определение ОРЦ), создание которой планируется завершить в Казахстане к 2022 или 2023 году. Мажилисмен критически отозвался об этих планах и призвал премьер-министра пересмотреть базовые принципы, концепцию, стоимость проекта и принять меры по ограничению вмешательства государства в конкурентную среду. По мнению спикера, создание ОРЦ приведёт к разорению мелких и средних предприятий (по видимому, занимающих нишу в области опта и логистики сельхозпродукции — прим. Авт.), а сами ОРЦ «не смогут существовать без постоянной… поддержки государства и очень быстро превратятся в неприглядные памятники неэффективных государственных инвестиций». Эту и некоторые другие фразы депутат позаимствовал из статьи с критическим разбором проекта, которая была опубликована Муратом Темирхановым (финансист, экономист, FCCA) ещё в апреле 2020 года в Forbes. Именно тогда министр торговли и интеграции Бахыт Султанов сделал первые конкретные заявления о проекте, целью которого является «обеспечение продовольственной безопасности», путём создания товаропроводящей системы (собственно состоящей из национальное сети ОРЦ). 

6 октября министр вновь на заседании правительства доложил о проекте, уже предоставив конкретные шаги реализации в формате презентации. И как видим, спустя месяц на имя премьера поступил депутатский запрос. Очевидно, тема довольно острая, но начнём с разбора заявлений мажилисмена.

Утверждение: Расходы по созданию 24-х ОРЦ ориентировочно составят 237 млрд тенге, то есть один ОРЦ обойдется примерно в 10 млрд тенге, при этом ещё предусмотрен механизм его реализации через государственно-частное партнёрство, что, в свою очередь, безусловно, скажется на удорожании проекта и в любом случае станет «отложенным» обязательством государства, простыми словами, ляжет тяжелым бременем расходов на бюджет в будущем.

Мурат Темиржанов

Вердикт: Правда и Манипуляция

Действительно, как обозначено в соответствующем постановлении и ранее сообщалось официально, государство планирует «к 2023 году строительство, ввод в эксплуатацию и запуск 24 объектов ОРЦ по всей территории страны. Строительство товаропроводящей системы, состоящей из сети ОРЦ планируется в три этапа. Общая стоимость реализации проекта составляет 237,5 млрд. тенге…» Однако, утверждение, что один ОРЦ обойдётся в 10 млрд выглядит слишком обобщённо и умозрительно, поскольку, предполагается, что эти объекты будут не одинаковы в плане мощности и технического предназначения.

Что касается предлагаемой спикером логической связи между привлечением частных инвестиций в рамках ГЧП, удорожанием проекта и последующим «отложенным» обязательством государства, то здесь мы по понятным причинам воздержимся от каких бы то ни было вердиктов, поскольку такой исход событий находится в поле возможного… в этой связи мы можем привести примеры из международного опыта, однако, опять таки любой такой пример, находится вне казахстанского и временного контекста.

Подробности

В упоминаемом НПА говорится о финансировании каждого этапа реализации проекта:

«На I-ом этапе планируется ввести в эксплуатацию 5 ОРЦ: в Туркестанской области — 1, в Павлодарской области — 2 и в Алматинской области — 2. Общий объем инвестиций из республиканского бюджета составит не менее 30,0 млрд тенге.

II этап. На данном этапе будут построены 4 ОРЦ в городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент и Туркестан. Общий объем частных инвестиций на данном этапе составит не менее 60 млрд тенге, привлеченных на принципах государственно-частного партнерства.

III этап. Предполагается введение в эксплуатацию 15 ОРЦ. В рамках государственно-частного партнерства привлечение денежных средств в размере 147,5 млрд тенге…»

Кроме того, 6 октября министр торговли и интеграции Бахыт Султанов в презентации проекта обозначил, что по целевому назначению объекты системы будут состоять из ОРЦ, занимающихся распределением, хранением и торговлей.

Фактчек | О расходах на строительство национальной сети оптово-распределительных центров
Скрин презентации министра торговли и интеграции

ОРЦ, мировой опыт

В упомянутом выше постановлении приводится в пример аналогичная французская сеть Rungis. Действительно, она существует с середины прошлого века, и управляется компанией SEMMARIS. Компания частично принадлежит государству. Оборот предприятий, работающих с Rungis в 2017 году составил более 9 млрд евро.

Испанская сеть Mercasa существует с 1966 года и является полностью государственным учреждением при испанской генеральной государственной администрации. Акционерами являются испанская государственная промышленная холдинговая компания (SEPI) и министерство сельского хозяйства, рыболовства, продовольствия и окружающей среды (через испанский Гарантийный фонд сельского хозяйства — FEGA). Оборот сети в 2015 году составил почти 11,9 млрд евро.

Аналогичная нидерландская сеть SPAR существует с 1932 года и является полностью частной. Сейчас она, правда, уже видоизменилась, перестала быть локальной и функционирует в 48 странах (общий товарооборот — 37,1 млрд евро). Говорить о том, что SPAR (розничные продажи в 2019 году в Нидердандах составили чуть менее 671 млн евро) и приведённые в пример компании нерентабельны не приходится, причем, независимо от того, кто ими управляет и владеет — государство или частный бизнес.

Повторимся, однако, что мы никоим образом не сравниваем европейский контекст с казахстанским, особенно в области реализации проектов и их успеха.

Подобные системы существуют и во многих других странах мира. На сайте Всемирного союза оптовых рынков вы можете найти больше информации.

Фактчек | О расходах на строительство национальной сети оптово-распределительных центров

В России за созданием сети ОРЦ (которая находится на стадии развития) стоит государство в лице Минсельхоза и Внешэкономбанк (в 2018 года в РФ решили развивать это направление также в рамках ГЧП). Сейчас ОРЦ занимается холдинг «Росагромаркет». Изначально (до 2018 года) правительство предоставляло льготные кредиты организациям агропромышленного комплекса на создание логистических центров.

Утверждение: … есть очень серьёзные сомнения, что создание ОРЦ могут решить проблемы по ценообразованию и необоснованному росту цен, поскольку содержание только персонала, а это планируемые 6300 сотрудников и 600 тыс. кв.м площадей — это регулярные расходы по всем коммунальным платежам, а также расходы по приёмке, сортировке, калибровке, упаковке и ответхранению — ведь все эти расходы «лягут» дополнительным бременем на себестоимость товара.

Мурат Темиржанов

Вердикт: Полуправда (техническая ошибка) и Без вердикта

Опять-таки частично утверждение носит предположительный характер (насчёт увеличения себестоимости товара) и здесь мы воздержимся от вердиктов: для сравнения министр торговли и интеграции Бахыт Султанов в противовес утверждает, что расходы населения на социально значимые продовольственные товары сократятся на 10-15%. Ранее, в апреле текущего года министр говорил о сокращении теневой торговли и посреднических услуг. Что касается количества сотрудников и площадей — то данные, заявленные депутатом несколько устарели.

Действительно, в апреле на заседании правительства озвучивалось, что уже после завершения строительства на эксплуатируемых объектах будут заняты 6,3 тыс специалистов. Однако 6 октября на заседании правительства министр, презентуя модель создания сети, уже говорил о 5 тысячах рабочих мест.

Фактчек | О расходах на строительство национальной сети оптово-распределительных центров

Что касается площадей, то, в предлагаемой модели, ОРЦ будут занимать 350 тыс кв. м. — см. первый слайд. А это карта предполагаемых ОРЦ:

Фактчек | О расходах на строительство национальной сети оптово-распределительных центров

Для справки: Оператором по строительству и управлению оптово-распределительными центрами (ОРЦ) будет национальная компания QazExpoCongress, бывшая АО «НК Астана Экспо — 2017»

Мнение

Некоторые эксперты в области экономики и сельского хозяйства уже высказали своё мнение по поводу проекта. Это сделал, например, известный аграрий и некогда кандидат в президенты Толеутай Рахимбеков. Экономист Мурат Темирханов в материале для Forbes обозначил условия (из 6 пунктов) для стимулирования частных инвестиций в ОРЦ, и если при таких условиях «частные инвесторы не будут заинтересованы в строительстве определенных ОРЦ, это будет означать, что в них нет рыночной целесообразности и нет смысла тратить на это государственные деньги». Условия, сформулированные Темирхановым:

  1. Выбрать выгодное расположение и за государственный счет подвести необходимую инфраструктуру.
  2. Предложить определенные налоговые льготы на сумму вложенных частных инвестиций.
  3. За счет такой государственной помощи по развитию ОРЦ правительство может выставить определенные требования по равному доступу и стимулированию малых сельхозпроизводителей в таких центрах.
  4. Подобные инвестиции в ОРЦ будут однозначно интересны частным инвесторам. При этом правительство должно выбирать инвесторов по открытому и прозрачному конкурсу.
  5. Государство не должно вмешиваться в ценообразование и не должно субсидировать услуги для владельцев таких ОРЦ. Контроль стоимости услуг должен осуществляться только исходя из антимонопольного законодательства. 
  6. Если государство захочет помочь малым сельхозпроизводителям, оно должно субсидировать стоимость услуг ОРЦ им напрямую. В таком случае не будет нарушаться рыночное ценообразование и конкуренция между такими центрами.  

Тем временем, в Караганде, судя по всему, вне рамок обсуждаемого проекта уже построен оптово-распределительный логистический центр Global City (управляющая компания ТОО Альфарух). Его открыли в июле 2020 года. В СМИ утверждалось, что проект «получил поддержку в рамках госпрограмм „Дорожная карта бизнеса“ и „Экономика простых вещей“», и «реализуется по поручению Елбасы Нурсултана Назарбаева». Его стоимость — около 24 миллиардов тенге, благодаря этому ОРЦ будет создано 5 тысяч рабочих мест. То есть примерно столько же, сколько в 24 ОРЦ, о которых идёт речь.

Итоги:

  • В целом столь дорогостоящий проект по созданию ОРЦ ещё находится на стадии разработки и моделирования. 
  • Инвестиции, судя по НПА, должны составить львиную долю расходов на реализацию проекта: 30 млрд из бюджета против 207,5 млрд планируемых частных инвестиций в рамках ГЧП. Таким образом, действительно государство, а значит, и бюджет, несет на себе свои риски, касающиеся реализации этого инфраструктурного проекта. Кроме того, проект по казахстанским меркам дорогостоящий и опасения насчёт его воплощения в реальность вполне обоснованы.
  • Споры по поводу проекта касаются как необходимости разработки дополнительной инфраструктуры и дополнительных мер стимулирования инвесторов, так и в целом его целесообразности.
  • Но при этом подобные сети в некоторых других странах (с которыми мы никоим образом не сравниваем нашу, ввиду разных условий) весьма успешно функционируют независимо от того являются ли они государственными или частными.  

Журналист, фактчекер, МА (Journalism for international students, University of Westminster, London), технический писатель, редактор, PR-специалист, руководитель проектов (медиа и PR)

Factcheck.kz