Конституционному суду РК два года. Что изменилось?

В январе 2025 года исполнилось два года с начала работы Конституционного суда, который заменил Конституционный совет, существовавший с 1995 года.

При создании нового Суда президент Касым-Жомарт Токаев встретился с судьями и подчеркнул, что этот шаг является частью беспрецедентных политических реформ в стране.

«В настоящее время не так много государств в мире, которые проводят столь масштабные и содержательные реформы», — заявил глава государства.

Чем именно занимается Конституционный суд и, как он проявил себя за прошедшие два года? Редакция Factcheck.kz поговорила с экспертами, чтобы получить ответы на эти вопросы.

Каковы полномочия Конституционного суда?

Согласно закону «О Конституционном суде РК», Суд обеспечивает верховенство Конституции на всей территории республики. При этом он не входит в систему общей судебной юрисдикции.

«Суд проверяет соответствие законов положениям Конституции, однако не занимается разрешением обычных споров или жалоб на решения других судов», — говорит юрист Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КБМПЧ), эксперт по конституционному правосудию Евгения Нефедьева.

Как отмечает главный эксперт-консультант КМБПЧ Евгений Жовтис, Конституционный суд имеет большую правовую и политическую роль — он рассматривает вопросы правильности выборов президента, депутатов парламента, то есть правильность формирования законодательной и исполнительной власти.

Новый Конституционный суд унаследовал все полномочия ранее существовавшего Конституционного совета, а именно: занимается официальным толкованием норм Конституции; проверкой соответствия принятых парламентом законов требованиям Конституции до их подписания президентом; проверкой соответствия международных договоров Конституции до их ратификации; анализом конституционности постановлений парламента и его палат; рассмотрением предложений судов о проверке конституционности законов, нарушающих права граждан.

Одним из ключевых нововведений Конституционного суда является расширение круга субъектов, имеющих право обращаться в Суд. Теперь к ним добавились Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор, а также граждане. За 27 лет существования Конституционного совета такой возможности у них не было.

По словам Евгении Нефедьевой, обычные суды также могут обратиться в Конституционный Суд, но, к сожалению, они крайне редко пользуются этим полномочием.

Эффективен ли Конституционный суд?

По данным, предоставленным Конституционным судом РК в ответ на запрос Factcheck.kz, за два года (с 2023 года) в Cуд поступило более 9 тысяч обращений от граждан и других субъектов. По ним было вынесено более 400 постановлений.

В 2024 году было возбуждено конституционное производство по 31 делу, из которых вынесено 21 нормативное постановление. В результате 5 норм действующего законодательства были признаны не соответствующими Конституции. А именно:

  1. запрет на условно-досрочное освобождение для осужденных, чей смертный приговор был заменён пожизненным заключением;
  2. разделение граждан при кассационном обжаловании в зависимости от их социального статуса;
  3. ограничение страхования ответственности для владельцев транспортных средств по признаку гражданства;
  4. трёхлетний срок исковой давности по разделу совместного имущества супругов после расторжения брака;
  5. ограничение усыновления детей не состоящими в браке мужчинами.

Евгения Нефедьева отмечает, что обращения в Конституционный суд проходят серьёзный отбор и вероятность успеха невысокая. За два года Суд вынес 52 окончательных решения по обращениям граждан, что составляет 0,58% от всех поступивших заявлений. По словам эксперта, это средний показатель: в целом, в зарубежных Конституционных Судах доля успешных жалоб также находится на уровне 1%.

Конституционный суд может принять три типа решений:

  • норма соответствует Конституции;
  • норма не соответствует Конституции;
  • дать истолкование норме, которая оспаривалась.

«Именно в двух последних случаях граждане получают действительную конституционно-правовую защиту. Однако, в 25 постановлениях из 52 Суд признал норму соответствующей Конституции, то есть фактически граждане, которые обратились в Суд, в половине случаев “проиграли” государству и не получили защиты своих конституционных прав, а их дела не будут пересмотрены в обычном суде», — объясняет Евгения Нефедьева.

Один из случаев, когда граждане смогли добиться решения в свою пользу, имел место в январе 2025 года. Конституционный суд, рассмотрев обращение правозащитницы Гульмиры Биржановой, вынес постановление о том, что местные исполнительные органы, прежде чем отказать активистам в проведении мирного собрания, обязаны предварительно предложить организатору изменить место и (или) время его проведения.

Юристы, помогавшие Биржановой, назвали это решение «важным событием». Акиматы обычно отказывают активистам, ссылаясь на ремонтные работы или занятость мест, предназначенных для митингов. В прошлом году журналист КМБПЧ и правозащитник Андрей Гришин писал, что за семь месяцев в Астане, по данным Управления внутренней политики акимата города, прошло 732 акций протеста. Однако эта активность была только на бумаге.

Независим ли Конституционный суд?

Евгений Жовтис напоминает, что Казахстан остаётся авторитарным государством, и в таких странах, независимо от содержания законов и Конституции, власть всегда устанавливает границы для госорганов, которые нельзя пересекать. Поэтому Конституционный суд также действует в определённых рамках.

При этом эксперт отмечает, что не может утверждать, что на Конституционный суд оказывается прямое давление или вмешательство со стороны исполнительной власти или аппарата президента. «Он независим в той части, в которой в этой политической системе можно быть независимым», — резюмирует Жовтис.

Конституционный суд, в свою очередь, настаивает на своей независимости. В ответе на запрос Factcheck.kz глава аппарата Конституционного суда Зере Утебаева пишет:

Конституционный суд не относится ни к одной из трёх ветвей власти (законодательной, исполнительной или судебной). При этом его деятельность способствует усилению системы сдержек и противовесов в системе государственной власти. Эта цель достигается путём проверки законов и других нормативных правовых актов на соответствие Конституции.

Евгения Нефедьева считает, что для полной независимости Суда важны финансовая и организационная автономия, прозрачность его деятельности и эффективные механизмы защиты судей от политического давления. Эксперт также подчёркивает важность института особых мнений, призванный демонстрировать высокий уровень открытости Суда перед обществом.

«Для сравнения, в Конституционном суде первого созыва (1992-1995) особые мнения судей подлежали обязательной публикации, что обеспечивало высокую степень транспарентности и показывало обществу реальную дискуссию внутри Суда по сложным конституционно-правовым вопросам. К сожалению, сейчас, хотя судьи и имеют право на особое мнение, оно не публикуется в открытом доступе», — заключает Нефедьева.

Состав Конституционного суда

В соответствии с Законом «О Конституционном суде», в суде работают 11 судей, включая председателя и его заместителя.

Председателя Конституционного суда назначает президент с согласия Сената. Заместитель председателя Конституционного суда назначается президентом по представлению председателя Конституционного суда из числа судей Конституционного суда.

Четверо судей Конституционного суда назначаются на должность президентом, по трое судей Конституционного суда назначаются Сенатом и Мажилисом по представлению председателей палат Парламента.

Журналист-фактчекер, Factcheck.kz сайтының авторы әрі шығарушы редакторы. Organised Crime and Corruption Reporting Project ұйымында тағылымдамадан өткен.

Factcheck.kz