Что не так с обеспечением доступа к инфраструктуре для маломобильных групп?

За время существования спецпроекта «Своим пешком» команда Factcheck.kz провела несколько полевых фактчеков, в рамках которых исследовала доступность городской инфраструктуры для людей с инвалидностью. Это, например, проверка доступа к банкам, общественному транспорту, центральным улицам, а также избирательным участкам города Алматы. Чаще всего в таких материалах вердикты колебались от «малодоступно» до «частично доступно» — неутешительный диагноз, особенно если принять во внимание тот факт, что вылазки проходили в городе республиканского значения.

В связи с этим мы решили посмотреть на проблемы доступа к инфраструктуре не с полевой точки зрения, как делали до этого, а с системной, окунувшись в юридические, технические и профилактические аспекты вопроса. Иначе говоря, взглянуть на причины, а не следствие проблемы.

(Не)доступная реальность

В первую очередь стоит понимать, что доступ к инфраструктуре необходим не только лицам с инвалидностью, он также нужен и другим группам населения. Это, помимо прочего, молодые семьи с детьми, пенсионеры, путешественники, временно травмированные люди, беременные женщины и т.д. Во-вторых, доступ к инфраструктуре включает в себя не только жилые здания, но и огромное множество административных зданий, начиная от аптек, больниц и магазинов, заканчивая ТРЦ, гостиницами и ресторанами.

В третьем пункте статьи 25 закона «О социальной защите лиц с инвалидностью в Республике Казахстан» написано, что физические и юридические лица обязаны создавать условия беспрепятственного доступа для маломобильных групп к любой инфраструктуре в соответствии с национальными стандартами.

Вместе с этим в Казахстане также имеется свод строительных правил (СП РК), в котором предусматриваются вопросы по обеспечению доступа маломобильных групп к объектам социального и иного назначения. В нормативах закреплены все технические требования, начиная от длины и ширины пандуса, заканчивая его углом и расположением. И если раньше СП РК не нёс в себе правовой силы и имел лишь рекомендательный характер, то сейчас он является обязательным к исполнению.

Отслеживанием того, как исполняются нормативно-технические требования, занимаются два проекта. Первый — интерактивная карта доступности Информационного портала социальной защиты ЛСИ Министерства труда и социальной защиты РК. Карта, на момент июня 2023 года, включает в себя более 36 тыс. объектов по всему Казахстану. Из всего этого, по мнению экспертов портала, больше 10 тыс. объектов доступны для людей передвигающихся на кресло-колясках, 12 тыс. доступны для слабослышащих, 11 тыс. доступны для слабовидящих и почти столько же доступны для людей пенсионного возраста.

Что не так с обеспечением доступа к инфраструктуре для маломобильных групп?
Статистика доступности объектов для маломобильных групп, ИП Социальная защита ЛСИ

В то же время существует альтернативная карта проекта «Доступный Казахстан». Согласно его методологии, из 23 тыс. объектов, которые попали на карту, лишь 146 доступны для людей передвигающихся на кресло-колясках. То есть там, где доступность для этой группы у минтруда составляет около 30%, у «Доступного Казахстана» показатель равен всего 0,6%. Factcheck.kz решил связаться с директором «Доступного Казахстана» Александрой Шароновой, чтобы спросить, почему результаты проекта настолько отличаются от государственных.

Что не так с обеспечением доступа к инфраструктуре для маломобильных групп?
Статистика доступности объектов для маломобильных групп, «Доступный Казахстан»

По словам Александры, Inva.gov.kz работает хорошо, однако в подходе государства есть большая системная ошибка — информацию для карт вносят бюджетники и госслужащие.

«Естественно, если они внесут информацию, которая показывает с плохой стороны состояние доступности, это будет отражаться на оценке их работы. Понимаете? Если соцзащита даст информацию, что все объекты недоступны, грубо говоря, руководство их скажет: «а чем вы там занимаетесь, дорогие товарищи?». Это имеет большое влияние, они не могут показать реальное состояние дела», — объясняет эксперт.

«Доступный Казахстан», в свою очередь, предпочитает работать через привлечение неравнодушных людей. Часто это как раз-таки представители маломобильных групп: родители с маленькими детьми, пенсионеры и ЛСИ. Причём волонтёры оценивают доступность не самостоятельно. Они лишь вносят данные и отвечают на вопросы, а оценку объекту даёт уже специально обученный алгоритм.

Фактчек: Как вы считаете, почему строительные правила не соблюдаются в отношении маломобильных групп?

Александра: Я говорила с проектировщиками неоднократно, спрашивала, они говорят: «с нас не требуют это, с нас требуют безопасность строительной конструкции. Дом должен стоять определённое количество десятков лет и не развалиться. Остальное от нас не требуют».

Фактчек: А насколько в целом отражены нужды маломобильных групп в технических документах?

Александра: Хорошо отражены, СП дорабатывались. Есть даже некоторые лишние элементы. Я считаю, должно быть два свода правил: для старых зданий и для новых, которые строятся, где можно сразу всё привести в порядок. На самом деле, не все могут понять, что написано на бумаге. В соцзащите трудятся работники социальной отрасли — не архитекторы, не проектировщики, не строители — они далеки от размеров пандусов. Им надо больше это всё объяснять, рассказывать, обучать.

В лучшем случае собственника объекта накажут. А он не виноват, что проектировщик спроектировал, строитель построил, а госорганы написали декларацию соответствия. Объект ввели в эксплуатацию, а он недоступен. Потом получается, что наказывают собственника объекта, а он ни при чём. Нет понимания того, как это важно. Люди без инвалидности, если не сталкиваются с этим, думают: «Что там эти полтора сантиметра? Какую роль они играют?». А для людей с инвалидностью это может быть непреодолимым препятствием

Александра Шаронова

Национальный план

Помимо карты доступности на Информационном портале социальной защиты ЛСИ можно ознакомиться с национальным планом по обеспечению прав и улучшению качества жизни ЛСИ. Он рассчитан до 2025 года и на сегодняшний день прошёл через три этапа. Первый этап осуществлялся в период с 2012 по 2013 годы. Второй — с 2014 по 2015 годы. Третий закончился в 2018 году. По мнению Александры Шароновой, исполнение плана, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

«В 2020 году мы подавали альтернативный отчёт в комитет ООН по правам людей с инвалидностью. Государство считало, что наши дела идут хорошо, но мы на фактах доказали, что существует ряд системных ошибок», — рассказывает эксперт. — «После этого нашему государству комитет ООН задал несколько вопросов, попросили отчитаться, уточнить. Помню, несколько месяцев велась активная работа, все забегали, меня дёргали. Но потом всё заглохло, месяца через три. Скорее всего отчитались, что проблемы, на которые мы указывали, решены».

Фактчек: А есть ли ваш альтернативный отчёт в открытом доступе?

Александра: Нет! Он ведь был в 2020 году, прошло три года. Мы писали на конкретных примерах, эти объекты уже могли измениться.

Делать, но неправильно

Исходя из беседы с экспертом и изучения законодательной базы можно заключить, что основная проблема доступности — не в законодательстве и технических нормативах, а в системных ошибках на каждом этапе строительства здания, начиная от проектирования и заканчивая вводом в эксплуатацию. Людям не всегда хватает осведомлённости и понимания важности выполнения имеющихся нормативов, а часто дело в привычной уже казахстанцам коррупции и пренебрежительном отношении к правилам. Сколько времени понадобится государству для того, чтобы решить эту комплексную проблему — неизвестно.

Нам очень обидно, что деньги, независимо государственные они или частные, тратятся впустую. Люди пытаются делать, но делают неправильно. И сколько бы ресурсов не тратилось — доступность не улучшается.

Александра Шаронова
Factcheck.kz