Кейс: «Талап» VS Минздрав – от противостояния из-за ОСМС до сотрудничества

Минздрав и Центр прикладных исследований «Талап» подписали меморандум о сотрудничестве по системе обязательного медицинского страхования (ОСМС). Цель – повышение эффективности работы системы здравоохранения. Таким образом, противостояние  Елжана  Биртанова и Рахима Ошакбаева перешло в новую фазу, которая, надеемся, будет плодотворной, и вместе – государство в лице Минздрава и гражданское обществе в лице «Талапа» – реализуют задачи, намеченные в меморандуме. Стоит сказать, что в Казахстане такое происходит впервые.

Тем не менее, для большинства казахстанцев суть реформы здравоохранения и её проблемы остаются неясными. Продолжая серию публикаций, связанных с высказываниями и цифрами касательно реформы, разбираемся с основными болевыми точками новой системы медицинского страхования, на которые указали эксперты. На круглом столе в ДАМУ, предшествовавшем подписанию меморандума, ОСМС была подвергнута препарированию (читай, серьёзной критике) в экономическом, юридическом и смысловом планах.

Насколько ОСМС собственно страховая?

Ошакбаев ещё на теледебатах доказал, что утвержденная система не является страховой и не содержит актуарных (то есть – вероятностных) подходов, характерных для медицинского страхования во всем мире.

Слайд ЦПИ “Талап” с моделью Минздрава

Все о реформе здравоохранения в Казахстане.Отчисления в ФСМС
Прогноз отчислений в ФСМС и расходов фонда.

Немного об актуарных расчётах

На слайдах ниже показаны проблемы ОСМС с точки зрения актуарных расчётов

Шок! В Казахстане вводят системы обязательного медицинского страхования
Прим.: Не понятны основы прогноза по неформально самозанятым гражданам.
Скандальная реформа здравоохранения в Казахстане
Прогноз отчислений и взносов в ФСМС взят из открытых источников

На круглом столе в «Даму» оппоненты Ошакбаева (в том числе, принимавший участие в разработке модели Али Нургожаев, Sta Bene Healthcare Solutions) признали, что в классическом понимании их модель не является актуарной и что слово «страховой» необходимо понимать буквально (имеют место лингвистические разночтения).

Можно ли в масштабах страны применить актуарные расчеты в области медицинского страхования?

Комментирует предприниматель и финансист Асет Наурызбаев:

“В принятой модели нет самого главного – мотивации человека к здоровому образу жизни, то есть, нет того, чем в большой степени должен заниматься Минздрав. Как для этого работает механизм страхования, объясню на простом и хорошо знакомом примере.  Если вы плохо себя ведете на дорогах и постоянно попадаете в аварии, то автостраховка вам обойдется дороже, чем другим гражданам. Так должно быть и в медстраховании: если вы любите выпить и у вас в связи с этим проблемы, например, с печенью, то ни одна страховая компания вам не продаст дешевую медицинскую страховку.

Актуарные расчеты – это анализ вероятности заболеть тем или иным заболеванием.

В самом простом случае это считается так. Допустим, в 18-миллионом Казахстане каждый год заболевает раком 18 тысяч человек. Значит вероятность заболеть раком в один год составляет одну тысячную, или 0,1 процента. Средняя стоимость лечения определяется также статистически: все затраты на лечение делятся на всех больных. Пусть это будет 10 млн. тенге. Отсюда следует, что чтобы иметь страховое покрытие на случай заболевания раком, вам нужно платить одну тысячную от 10 млн., или 10 тысяч тенге в год.

Это очень приблизительные расчеты, которые дают грубую оценку стоимости страхового полиса. Более тонкие расчеты анализируют риск заболевания в зависимости от образа жизни, наследственности, наличия других болезней и так далее. Между разными болезнями есть зависимости (корреляции), которые рассчитываются статистическим путем. Все расчетные модели в мире уже в принципе созданы. В медицине, при всем многообразии заболеваний, матрица с набором вероятностей заболеваний, которые между собой коррелируют легко просчитывается. Она не сложная с точки зрения математики, но сложная с точки зрения масштабов – болезней много, людей много…

Итак, вероятность заболевания высчитывается на основе статистики. При этом существуют глобальные закономерности и локальные.  Допустим, в Алматы воздух загрязнен сильно, следовательно, коэффициент заболеваемости  раком легких будет больше.  В случае с тяжелыми заболеваниями медицинское страхование – это лотерея, в которой лучше проиграть. Мы все покупаем лотерейные билеты, и несчастный, который вытащит «выигрышный» билет, будет лечиться за наш счет. Нужно просто брать статистику и аккуратно с ней работать.  И это не самая сложная задача для выпускников  факультета математики.

Актуарные  расчеты являются основой  для создания продуктов на рынке страхования. Беда в том, что на этом рынке, как и в отечественном банковском секторе, нет рыночного разнообразия.  В плане подходов – у нас полный Советский Союз с одним видом колбасы и одним видом пива на всю страну. При этом государство все больше и больше «входит» в бизнес (создание ФСМС – тому подтверждение). Я выступаю за живое творчество рынка и за большое количество страховых компаний.  Страховая должна «вести» вас так же, как и автовладельцев.  Если вы алкоголик и дебошир, можете рассчитывать только на экстренную помощь, а человеку, который ведет здоровый образ жизни страховка должна обходится все дешевле и дешевле. Конечно, жалко смотреть на людей, которые не смогли заплатить за дорогую из-за их поведения страховку, но это отдельная социально-политическая задача. Это вопрос государственной политики, которая должна быть четко определена и озвучена для общества, и политика эта должна исполняться через бюджет, а не через механизм страхования”.

Что изменится для граждан (кроме новых платежей) из-за ОСМС?

Смысл принятой реформы наглядно

Реформа здравоохранения в Казахстане
Остальные неформально самозанятые с 2018 года все же могут на что-то рассчитывать (пакет ГОБМП – 7 опций).

Что изменится для бизнеса?

Характер платежей в ФСМС

Кроме всего прочего, непонятно, почему, например, по договору ГПХ, в фонд необходимо будет перечислить 5% от суммы договора, а ИП – 1%.  Но в любом случае риски очевидны: по мнению экспертов, государство само стреляет себе в ногу, несмотря на  титанические усилия госорганов по «обелению» бухгалтерии, люди будут стремиться к сокрытию доходов.

Что изменится для государства (и бюджета)?

Продолжение истории реформы Биртанова
Прим: Помощь от Всемирного банка на реализацию проекта: «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан» (2009-2017гг.) – составила 46 млрд.т.

Во сколько обойдется сам Фонд?

Реформирование здравоохранения в Казахстане

Уже в 2018 году предположительно (если меморандум между Центром Прикладных исследований “Талап” и Минздравом ни к чему не приведет) мы заплатим за существование Фонда около 8,3 млрд. тенге. Дальше – больше, в 2021 – 13,4 млрд.

При этом численность сотрудников ФСМС с учетом филиалов в 2018 году составит 251 человек. Для сравнения: в штате Минздрава – более 5000 человек. Содержание министерства обходится в 17 млрд тенге. То есть – всего в 2,048 раза больше. Получается, что вместо одного органа, занимающегося здравоохранением в стране, мы будем иметь полтора.

При этом озвученная заработная плата  председателя правления ФСМС  – 1,7 млн.тенге. Для чиновника такого уровня, вроде бы, зарплата обыкновенная. Зарплата управляющих директоров ФСМС (4 человека) чуть меньше – 1,1 млн.

Но вот ещё цифры: за первые 6 месяцев 2017 года, по прогнозу, расходы Фонда составили 1543 млн тенге, из них фонд оплаты труда – 714 млн. тенге, аренда помещений, оборудования и транспорта – 284 млн. тенге.

В следующем материале по теме ОСМС мы рассмотрим коррупциогенный потенциал реформы здравоохранения.

Журналист, фактчекер, МА (Journalism for international students, University of Westminster, London), технический писатель, редактор, PR-специалист, руководитель проектов (медиа и PR)

Factcheck.kz