Как распространяются фейки в WeChat

Когда речь заходит о фейках и социальных сетях, китайский мессенджер WeChat упоминают нечасто. А зря – в 2017 году мессенджер одолел отметку в 902 млн пользователей. Для сравнения – у Snapchat эта цифра меньше в три раза, а для Facebook составляет половину от их числа пользователей. Особенности структуры WeChat и способы распространения фейков в приложении изучил кандидат докторских наук Чи Жанг и его коллеги из Университета Южной Калифорнии совместно с Alhambra Source and Asian American Advancing Justice.

Гибриды и партизаны

В Китае приложение используют, начиная от непосредственной передачи сообщений вплоть до подсчета личных финансов и заказа еды на дом. Популярно оно и за пределами страны, в частности в США среди китайских эмигрантов первого поколения. Этим пользуются партизанские новостные медиа, активизировавшиеся во время предвыборных кампаний 2016 года. Выделить самых активных игроков среди огромного числа пользователей, генерирующих контент, не представляется возможным.

WeChat заимствовал некоторые функции у WhatsApp, Facebook, и Twitter – передача сообщений тет-а-тет и взаимодействие в небольших группах, что уже само по себе хорошая почва для распространения вирусных сообщений. Добавьте к этому полную непрозрачность в отношении данных и кода – открытый доступ к API запрещен, равно как и у другого популярного китайского мессенджера Weibo. Для обоих приложений закрытые данные являются не только способом монетизации, но и следствием тотального контроля со стороны китайских властей.

Медиа в WeChat зарегистрированы под официальными аккаунтами. На апрель 2017 года в WeChat было зарегистрировано 10 млн официальных аккаунтов, большая часть из которых являются нишевыми. Зарегистрироваться в качестве них может любой желающий.

Новости, появляющиеся в официальных аккаунтах могут быть оригинальными, но чаще всего являются перепечатками с других источников. Например, на рисунке ниже пост, рассказывающий о массовом митинге в защиту свободы слова, организованном в Бостоне правыми политическими партиями, цитирует статьи сразу из нескольких источников – ABC, Facebook и WBUR, бостонскую радиостанцию NPR.

Источник: Columbia Journalism Review

Приватность как почва для фейкмейкера

В отличии от Twitter и Facebook в приложении нет хештегов, поисковых функций или трендовых тем. Официальные аккаунты генерируют и посылают контент своим подписчикам (кстати их количество может видеть только сам владелец аккаунта), само же его распространение происходит, когда пользователи делятся контентом в групповых чатах или в “Моментах”, так называемых лентах WeChat. Групповые чаты варьируются по размеру и специфике, начиная от более интимных – для членов семьи, друзей, коллег, до специализирующихся на общих интересах, отдельных темах или по локальности, где администраторы должны подтверждать каждого нового члена группы. То, чем вы делитесь в “Моментах”, не видит никто кроме ваших друзей: в WeChat отсутствует опция сделать посты видимыми для всех.

Поэтому обсуждение новостей происходит в частных или получастных кругах. Информация проходит через друзей и знакомых вместо (теоретически) открытого публичного пространства. Пользователи не могут ответить или отметить официальный аккаунт тех, кто находится вне их контактов. Хотя некоторые официальные аккаунты позволяют пользователям комментировать, какие из комментариев будут опубликованы, полностью зависит от этих же аккаунтов.

В WeChat контент всегда курируется пользователями и никогда алгоритмами. Это несет следующие проблемы – невозможность предотвратить информационные пузыри или распространение фейков. Если Facebook может менять алгоритмы, чтобы пользователи видели более разнообразную информацию, то для WeChat это неприменимо.

Официальные попытки регулирования данных в WeChat тесно соприкасаются с цензурой властей. В то время как мессенджер предлагает пользователям сообщать о фейках, а также автоматически убирает контент с определенными ключевыми словами, в разряд тех самых фейков попадают не только банальные слухи вроде “лифчики с пуш-апами вызывают рак”, но и политически нежелательный контент.

Единственное, что доступно стороннему пользователю WeChat, – количество просмотров того или иного поста. Но кто именно его прочитал или дальнейшее его распространение остается тайной за семью замками даже при наличии вычислительных инструментов. Здесь могут выручить традиционные методы как опросы пользователей и цифровая этнография. Случай с WeChat показывает, что имея дело с социальными медиа и фейковыми новостями, готовых решений на все случаи нет. А применяемые стратегии не обязательно должны быть высокотехнологичными.

О том, насколько безопасен именно ваш мессенджер, читайте в нашем материале.

Журналист, фактчекер, фотограф. Автор factcheck.kz c 2017 года.

Factcheck.kz