Фейковые новости распространяются так же, как эпидемии и мемы

    дайджест фактчекинга

    Американские ученые из университета Индиана Блумингтон изучили вирусность постов в социальных сетях на примерах фейковых новостей и мемов, сообщает Scientific American.

    Мемами в случае данного исследования стали единицы онлайн-информации – ссылки, видео, фразы и т.д. Вирусным по умолчанию может стать любой контент, однако именно фейковые мемы зачастую становятся популярнее других.

    Ученые выявили три фактора, влияющих на такой расклад:

    • во-первых, гигантский объем информации в социальных медиа,
    • во-вторых, ограниченное количество времени и внимания пользователей,
    • в-третьих, сама структура социальных сетей.

    Сетевая эпидемиология

    Математические модели, которые строят ученые, чтобы понять распространение мемов и фейков в социальных сетях, схожи с теми, что используют для изучения эпидемий. Такие модели называются агентными. Каждый агент (человек) представляет собой точку в диаграмме, которая связана линиями с другими точками-агентами, т.е. людьми. Если, к примеру, у агента Алисы обнаружили грипп, простым пожатием руки Бобу или Клайву она может передать вирус им, а те в свою очередь распространят его дальше.

    То же самое происходит в случае, если Алиса поделится мемом с друзьями в социальных сетях. Но в отличие от заболеваний люди могут дополнительно придумывать мемы, что увеличивает нагрузку восприятия и количества информации в сети.

    В одной из моделей исследования ученые симулировали низкий поток информации и повышенное внимание агентов. Выяснилось, что при этом популярными становятся привлекательные мемы. Однако реальность далека от такого сценария.

    «Вы не можете предположить, почему распространяются фейки – то ли потому что людям они нравятся, то ли они не понимают разницу,

    — говорит Филиппо Менсцер, принявший участие в исследовании. –

    Мы можем только предположить, что люди все же умеют их различать. Все дело в перегрузке информацией.

    Устройство социальных сетей напрямую влияет на популярность мемов

    По словам математика Мейсона Портера из Калифорнийского университета некоторые структуры сетей способствуют распространению быстрее других. В одной из моделей связи были распространены между агентами в случайном порядке, и тогда ни один мем не набрал популярности. В реальности каждый из нас имеет сотню фолловеров, некоторые — десятки тысяч. Последние становятся так называемыми «хабами», через них распространение идет еще с большим результатом.

    С последним заявлением может поспорить Кристина Лерман из университета Южной Калифорнии. Лерман изучала поведение пользователей Твиттера. По ее словам «хабы» передают мемов намного меньше, чем получают, поскольку они не читают подряд свои ленты из-за огромного количества информации и тем самым наименее подвержены «инфицированию».

    Перевод: «Это был пост на Фейсбуке, поэтому это должно быть правдой». Источник: fakenewsroundup.com

    Помимо устройства социальный сетей немалую роль в распространении мемов и фейков играет дружба: друзья обычно придерживаются одинаковых взглядов и объединяются в группы или кластеры. Здесь может возникнуть эффект эхо: чем больше наших друзей запостит один и тот же мем и соответственно чем чаще мы его увидим, тем больше вероятность, что мы начнем его воспринимать и как минимум лайкнем.

    «Нас постоянно бомбардируют ерундой, при этом качественный контент не всегда становится популярным, настолько велика конкуренция, — добавляет Менсцер. – Поэтому дезинформации вам не избежать, даже если вы умело фильтруете контент».


    Если лица, о которых идет речь в статьях factcheck.kz, или читатель не согласен с нашим вердиктом или доказательствами, после предоставления подтверждающей информации, редакция оставляет за собой право пересмотреть вердикт, приложив соответствующие материалы.

    Публикации сайта подготовлены при финансовой поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Содержание данной публикации отражает точку зрения автора/ов, которая не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда Сорос-Казахстан.