Что можно и чего нельзя делать в Рамадан | Мифы и правда

    Мусульмане обязаны поститься во время Рамадана. И в этом месяце, практически каждый год, распространяется множество нарративов о посте, часть из которых соответствуют положениям ислама, а часть — ложные. Мы решили рассмотреть одиннадцать распространённых утверждений и проверить их на соответствие фетвам.

    Утверждение 1: Сглатывание слюны является нарушением поста

    Вердикт — ложь

    На официальном ютюб-канале мечети «Азирет Султан» наиб-имам Газиз Ахмет, комментирует этот вопрос:

    «Сглатывание слюны не нарушает пост. Потому что, как сказал Хазрет Али, то что попадает в человека снаружи может нарушить пост. Многие люди неправильно поняли это. Глотание слюны во время поста считается макрухом (порицаемым действием — Ред.). Но это не нарушает пост, поскольку человек не ел и не пил ничего извне».

    Утверждение 2: Нельзя держать пост, если не читаешь намаз

    Вердикт — ложь

    Если вы поститесь без намаза, вы просто выполняете одну из двух обязанностей. Нет необходимости останавливать пост. На сайте Fatua.kz есть следующая фетва относительно этого мифа:

    «Это долг мусульманина, читать намаз, держать пост в месяце Рамадан. Намаз обязателен до оразы. И поэтому каждому мусульманину достигший совершеннолетия обязан совершать намаз и держать пост в месяце Рамадан. Но даже если вы поститесь без намаза, вы выполнили одно из двух обязательных условий поста».

    Утверждение 3: Если в уши попадёт вода или лекарство, пост нарушен

    Вердикт — Полуправда

    Этот вопрос для проекта Islam Today прокомментировал доктор теологии Ахмет Чолак. Приводим его ответ: «Слуховой канал связан с горлом. Однако барабанная перепонка перекрывает этот канал, и поэтому вода или лекарство не могут попасть в горло. Поэтому вода, которая попадает в ухо при мытье или промывании, а также лекарство, которое закапывается в ухо, не нарушают поста. Даже если в барабанной перепонке будет отверстие, то большая часть лекарства, закапываемого в ухо, будет впитана тканями, и даже если какое-то его количество попадет в желудок, это будет совершенно ничтожное количество, не нарушающее пост. Однако при наличии отверстия или разрыва в барабанной перепонке, вода, попавшая в ухо, легко может проникнуть в желудок. И если количество воды будет значительным, то в этом случае пост будет нарушен

    Утверждение 4: Приём инъекций и капельниц во время Рамадана не нарушает пост

    Вердикт — Полуправда

    По мнению имамов, то, что делается для лечения — не нарушает пост, будь то уколы или капельницы. Однако существует расхождение во мнении относительно питательных инъекций (например — система с глюкозой или витаминами), если они не являются частью лечения. Часть имамов полагает, что это нарушение поста, часть считает, что нарушения нет, так как питательные вещества поступают сразу в кровь, минуя желудок.

    Для тех, кто не болен, но имеет необходимость в принятии определённых инъекций или питательных капельниц (например, спортсмены), имамы рекомендуют делать это после захода солнца, тогда это точно не нарушит поста.

    Утверждение 5: Намерение поститься (ниет) должно быть сделано только на арабском языке

    Вердикт — Ложь

    На сайте Muftyat.kz четко cказано, как должно быть сформулировано намерение поститься и арабский язык для этого не является обязательным. Намерение делается с сердцем, то есть тот, кто действительно намерен поститься ночью и завтра, будет считаться преднамеренным. Что касается произнесения слов о намерении — язык тут не важен, постящийся должен сказать: «Намерился совершить пост предстоящего дня месяца Рамадан искренне ради Аллаха» на любом языке. 

    Утверждение 6: Пост сорван, если проспал сухур (утренний прием пищи)

    Вердикт — Ложь

    На сайте Islam.kz мы нашли ответ на этот вопрос:

    «Если мусульманин постящийся в месяц Рамазан, проспит время сухура, то в этот день он должен (без приема пищи) высказать ниет и держать пост. Потому что наш любимый Пророк (с.г.с), в «День Ашура» приказал объявить: «Если кто нечаянно съел что-нибудь, пусть прекратит сразу же и продолжит свой пост до конца дня. Тот же кто не успел ничего поесть, пусть держит свой пост до конца». Как видим из этого хадиса, даже если постящийся не встал по каким-либо причинам на сухур, он должен сделать ниет без приема пищи и держать пост».

    Утверждение 7: Если по забывчивости поел, то пост нарушается

    Вердикт — Ложь

    Пост не нарушается, если человек по забывчивости попил или поел в неурочное время. Доводом для данного положения служит хадис со следующим смыслом: «Если постящийся поел или попил по забывчивости, то это пропитание, которое дал ему Всевышний Аллах, и на нём нет обязанности возместить пост» (приводят имам Ахмад ибн Ханбал, имам Бухари, имам Абу Дауд и имам Тирмизи).

    Утверждение 8: Жевать жевательную резинку во время Рамадана запрещено

    Вердикт — Правда

    Является макрухом (порицаемым действием) постящемуся человеку жевать жевательную резинку без вкуса и запаха. Категорически запрещается жевать новую жевательную резинку. Islamtoday.ru

    Утверждение 9: Во время поста нелья курить

    Вердикт — правда

    На официальном ютюб-канале мечети «Азирет Султан» наиб-имам Газиз Ахмет, ответил на этот вопрос:

    «Если взять отдельно, курение и так запрещено в исламе. А можно ли  постящему курить в месяце Рамадан и во время поста, то это нельзя конечно. Как и все остальные запретные вещи, курение нарушает пост».

    Утверждение 10: Беременным можно не поститься во время Рамадана

    Вердикт — Правда

    Беременные и кормящие женщины могут не соблюдать пост, если он может отрицательно сказаться на течении беременности или на кормлении ребенка. Основывается это правило на следующей цитате: «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время». («Аль-Бакара», 184 аят).

    Согласно шариату беременные и кормящие женщины приравниваются к больным, поэтому могут не соблюдать пост во время Рамадана и восполнить пропущенный пост в другое время.

    Утверждение 11: Дети должны начать держать пост в возрасте от 12 до 15 лет

    Вердикт — Правда

    По мнению представителей мусульманского духовенства, подходящий возраст для первого поста находится в диапазоне от 12 до 15 лет.

    Наиб-имам мечети «Садуакас-кажий Гильмани» Багжат Акжол в официальном youtube-канале сайта Sunna.kz так освещает этот вопрос:

    «Каждый мусульманин достигший совершеннолетия обязан совершать все обязанности перед Аллахом. И к этому относится пост в месяце Рамадан. И мальчикам и девушкам достигший совершеннолетия должно поститься. Учёные шариата утвердили возраст от 12 до 15 лет».


    Если лица, о которых идет речь в статьях factcheck.kz, или читатель не согласен с нашим вердиктом или доказательствами, после предоставления подтверждающей информации, редакция оставляет за собой право пересмотреть вердикт, приложив соответствующие материалы.

    Публикации сайта подготовлены при финансовой поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Содержание данной публикации отражает точку зрения автора/ов, которая не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда Сорос-Казахстан.